Погода, Новости, загрузка...
Елена Шафран, Эдип — не видит, народ — не слышит
19.05.2017 16:59
Эдип — не видит, народ — не слышит
автор Елена Шафран журналист

Не успели забыться сандалы и стихнуть аплодисменты «Золотой Маски» в Москве, как театральный фестиваль под тем же именем открылся в Тель-Авиве. Билеты раскуплены, к слову сказать, по ценам не в пример московским, вполне сносным. Залы полны. Русскоязычный бомонд в сборе. В фойе и в партере узнаваемые и в России, и в Израиле лица — олигархи, дипломаты, звезды театра, кино и телевидения, журналисты… 

        Для маленькой страны, где больше миллиона человек говорят, думают и ностальгируют по-русски — русский театр «вживую» событие более значимое, чем визиты первых лиц — «членов партии и правительства». Это я к тому, что Вахтанговский «Эдип» Туминуса, который показали первым, спектакль о тех, кто сегодня вершит судьбы — о людях наделенных неограниченной властью, об их, без всяких шуток, «нелегкой доле» и отвественности, их личной трагедии и неминуемой гибели только, что они породили. Нет, я не буду разбирать спектакль, хотя о нем можно говорить вечно, так сильны эмоции, которые он вызывает. Он идеален по сценографии, по мысли, пластике, слову. 

        Интересно и парадоксально другое, ЧТО мы, люди, оторванные от своих культурных корней, живущие в другом мире и среде, находим в таком огромном понятии, как современное русское (читай «русскоязычное») искусство. ЧТО мы видим, чувствуем, как мы ЭТО переживаем и как справляемся с тем шквалом чувств, который обрушивает на нас далекая теперь Россия. 

         Нет, конечно, сегодня мы не та эмиграция, закрытая «железным занавесом» от своего детства, юности и оставленных по ту сторону родных. Мы состоятельны, самодостаточны, свободны. Мы можем себе позволить летать, хотя каждую неделю на премьеры в Питер, в Москву.   

          Но здесь, в Тель-Авиве попав по «каток» Туминуса, мы ощутили почти физическую боль, не по прошлому — по настоящему. Стало понятно, почему там, в Москве, люди готовы платить любые деньги  ради того, чтобы с ними говорили этим языком, говорили об их настоящем и будущем. Но оказывается и мы, уехавшие год-два-десять-пятнадцать лет назад из страны, эту боль воспринимаем как свою и на расстоянии она только усиливается. 

         История повторяется на наших глазах. Искусство для избранных говорит с народом, который его не слышит. 

Даже, если мы скажем: «Да, к черту, этот «эзопов язык». Говорите с нами прямо, скажите нам правду.» Нам спокойно ответят: «А что вы хотите услышать?» И для нас, журналистов, сегодня нет ничего скучнее, чем интервью с деятелями искусства. Они похожи на рапорты пионеров на линейке. И совсем не о том, о чем они говорят со сцены. Античность подразумевает пафос. Пожалуйста у Блока — «Остановись, премудрый, как Эдип, Пред Сфинксом с древнею загадкой!» 

           У зала в театре «Гешер» перехватывало дыхание в резонансе с партитурой спектакля. И вот мы вышли в свой благополучный мир, пахнущий морем, магнолиями и рододендронами и ощутили единство и горечь, и понимание, что ничего не вернешь.

Эхо Москвы

Сводка.нет - Новости Украины и Мира



 Поделитесь статьей с друзьями
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить